Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Окт
27

Союз «рыжих»

Автор // Евгений Ковальчук


ryzhy

У многих людей слово «клоун» и слово «политик» стоят в одном синонимическом ряду. Прискорбный факт из великой семьи стереотипов весьма обиден для представителей непростой цирковой профессии. Исправить подобные заблуждения, рассказав о первоначальном значении слова «клоун», а также о тех, кто зачинал и взращивал мировую клоунаду, призван этот текст.

 

Помню свой первый поход в цирк. Произошло это достаточно поздно, лет в шесть. Я предвкушал, как буду надрывать живот от смеха, а потом рассказывать соседским ребятам о красноносых фриках, их кривляньях и дурацких выходках. Одним словом, шел четко на клоунов, а не на слонов и акробатов.

 Но все оказалась намного прозаичнее – нелепым костюмам, искусственным ручьям слез и прочим атрибутам советской клоунады не нашлось места в моем маленьком сердце. Мне было попросту неинтересно – я ожидал, что будут петь «Блю-блю-блю канари, кви-кви-кви си перде леко» и паясничать про «Асисяй» – как в «Утренней почте». Но кривлялись как-то вяло и несли отборнейшую унылую галиматью. В конце выступления и вовсе стало обидно, ведь я так и не дождался от себя ни единого взрыва хохота. Моя заочная любовь к «рыжим» разбилась, как Икар о морские волны. Бабушке, которая в тот день была моим гидом, даже пришлось купить машинку в подарок, так как настроение внука оставляло желать лучшего.

Так я и жил, веря в то, что клоунада – исключительно глупые проделки для забавы детей. Поход в цирк не стал воскресным бонусом за хорошее поведение и оценки в школе, как это случалось у многих других ребят – сказывался малоинтересный опыт первого раза. Шли годы, и однажды мне попалась книга под названием «Лелишна из третьего подъезда», в которой цирку уделялись ключевые эпизоды. Написал ее Лев Давыдычев, очень славный литератор, герои которого были известны многим советским детям по фильму «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова – второклассника и второгодника». Повесть вдохновила вновь посетить цирк, но грянула эпоха видеосалонов, жвачек и раннего пубертата. Стало не до клоунов – их и по телевизору хватало.

ryzhy-2

Спустя еще пару лет, году в 1992-м, во время перемены в школе одноклассник рассказывал, как на выходных смотрел «Оно» – фильм про зловещего клоуна-убийцу, терроризирующего американских подростков. Рассказ был сумбурным, эмоциональным, но страшно интересным – как и само начало 90-х. С тех пор выражение «адский клоун», с чьей-то легкой руки данное кинговскому герою Пеннивайзу, сделалось у нас в классе весьма популярным. После просмотра фильма стало ясно, что красный парик и белое лицо далеко не всегда вызывают хохот у детей. Стоит сказать, что у меня есть давняя знакомая, которая всю жизнь боялась клоунов – настолько прочно засел в ее красивой голове страх Пеннивайза из «Оно». Знаете, как она избавилась от него? Стала поп-звездой, то есть, по сути – тем же клоуном. Клин клином.

Намного позже я, к счастью, узнал о том, что такое настоящая клоунада, какова ее история, мотивы, и понял, что клоуны попросту являются кривым зеркалом наших житейских иллюзий, страхов, глупостей. Дорос, короче, до основ. О происхождении и становлении клоунады я и поведаю далее, ведь много кто до сих пор считает ветреным и легковесным это труднейшее из искусств. Подобным снобам стоит вспомнить прекрасную цитату Григория Горина: «Серьезное лицо – еще не признак ума».

Историю клоунов можно исчислять со времен народных хэппенингов Эллады. Именно тогда появились первые деревенские балагуры, коих окрестили «комос». Они путешествовали по Греции, веселили народец, пародировали, выкрикивали шутки в адрес прохожих, шутливо спорили, обмениваясь едкими, порой обидными словами под всеобщий алкотрэш. Называлось это творческое безобразие «агон».

Спустя некоторое время самые ядовитые шутники получили имя «бомолох» – «простодушный хитрец» с древнегреческого. У бомолоха на подхвате присутствовал коллега с нарицательным и ныне именем «бахвал». Бомолох был главным заводилой, всегда побеждал, частенько морально подавляя бахвала. Если у бомолоха не хватало слов для аргументации своего юморного дискурса, он начинал практиковать джебы, хуки и стрэты в сторону несчастного бахвала – ну, чтобы тот чересчур не бахвалился.

Колкие шпильки языкатых грубиянов имели социальный характер и высмеивали различные гнусности людской натуры. Политическая верхушка Афин оценила их положительное воздействие на этический уровень народа и высказала категоричный «одобрям-с». С тех пор шутки бомолохов и бахвалов местный пипл хавал даже в театре. Отречение от норм и условностей, новаторская пластика, использование реквизита, импровизация, фривольность и стиль народного спектакля оплодотворили мир искусства новым детищем – цирковым героем.

Постепенно данный вид развлечения перебрался из островной Греции на Апеннинский полуостров. Италия на некоторое время уверенно повела в искусстве клоунады. То, что стало происходить здесь, окрестили как «мимейн» – то есть, попросту говоря, «обезьянничание». Копирование, передразнивание манер поведения окружающих было одним из главных сценических приемов.  

Корифеи клоунады выглядели стилистически пестро. Артисты, коих называли «флиаки», отличались подвижностью, использовали акробатику, демонстрировали комические падения. Также существовали карикатурные типажи – «буффоно» и мастера на все руки «гистрионы» – жонглеры с подожженными палками, изрыгающие пламя изо рта, изобретатели различных механизмов для фокусов и дрессировщики в одном лице.«Аттеланы» же носили гротескные маски, использовали грим, малевали себе большие рты или цепляли огромный нос. Их наряды были разноцветно-пятнистыми, вызывающими – такие себе хипстеры Средневековья. В дальнейшем ромбы и треугольники стали стильной визиткой итальянской комедии масок, и продолжают быть трендом для современных циркачей, да и не только. Кстати, всем известный дуэт «белого» и «рыжего» клоунов возник из тех самых масок Арлекина и Пьеро.

 Инициативу подхватила Англия и Франция. За шутниками-паяцами в конце XVI века там закрепилось кодовое имя «колунос» – «деревня» по-нашему. И вот, как сапрофиты осенью, появляются первые стационарные цирки, где проходят клоунские выступления. Это позволило создать симбиоз мастерства придворных шутов, бурлеска европейского карнавала и традиций итальянской комедии дель арте. Эпохальные штрихи в развитие образа добавили французская арлекинада, английская пантомима, испанские и голландские интермедии. На территории бывшей Российской Империи клоунада прочно обосновалась приблизительно с середины XIXстолетия, подпитываясь вековыми наработками скоморохов, святочных ряженых и традициями русского балагана.

В ходе своего развития клоунада разделилась на следующие специализации: коверный клоун, клоун-дрессировщик, клоун-музыкант, клоун-мим и клоун-акробат. Относительно недавно возникла и театральная клоунада. Благодаря подобной дифференциации любой человек, мало-мальски заинтересовавшийся цирковым искусством, может насладиться именно тем, что созвучно его духовному настрою. А выбор велик – от мимических эскапад Марселя Марсо и сценок «солнечного» Олега Попова в обязательном клетчатом кепи до хулиганистого пиромана Лео Басси, немецкого добряка Нука и талантливейшей женщины-клоуна Гарди Хаттер. Благо, интернет-сервисы и торрент-файлы позволяют приобщиться к фееричному миру смехачей в любое время. Даже если все билеты на шоу раскуплены, а многих клоунов и вовсе нет в живых.

Такой вот краткий ликбез вышел. А в цирке я больше так и не побывал. Зато понял одну важную вещь – настоящая духовная свобода всегда идет в связке со смехом. Как говорил веселый мудрец Ошо: «Забывая смех, вы забудете и любовь». Помните об этом.

ryzhy-3

Комментарии  

 
-10 #1 Ашкенази Самуил 2012-09-17 16:13 а зря не остался в цирке, зря Цитировать
 

Ego events

<<  Март 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
    1  2  3  4  5
  6  7  8  9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)