Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Сен
13

Блеск и нищета Bugatti

Автор // Administrator

bugg

Фото: Bugatti Automobiles S.A.S

Этторе Бугатти – инженер с блестящим образованием, бесконечно обаятельный человек, но взбалмошный и непоследовательный бизнесмен. Как всякий изобретатель по призванию – левша. Историю становления легендарной марки европейского автопрома, неразрывно связанную с историей жизни ее основателя, исследует Антон Шмеркин

Признания он добился в 1901-м году в возрасте девятнадцати лет на торговой ярмарке в Милане, где был выставлен его первый автомобиль. Кем же надо быть, чтобы к 25 годам стать старшим инженером немецкой автомобильной компании «Дитц»?

Нужно быть Этторе Бугатти: опыт, накопленный за годы работы с первым спонсором, бароном де Дитрихом, (барон «заарканил» юного гения прямо на ярмарке, купил его прототип и предложил сотрудничество), потом с Эмилем Матисом над его 4-цилиндровым «Гермесом», не пропал зря – в «Дитце» юного гения ценили. Однако Этторе не собирался всю жизнь работать «на дядю».

Гоночные львы

Первый автомобиль уже собственной марки Bugatti появился в 1910-м году на Парижском автосалоне и назывался Type 13 – очевидно, в честь одного и трех десятых литра объема. Когда конкуренты пытались завоевывать новых клиентов невиданными размерами и неописуемой роскошью, Этторе Бугатти действовал по принципу «мал, да удал» – гоночная версия Type 13 взяла «серебро» на French Grand Prix 23 июля 1911 года.

В те времена призовое место на престижных гонках кое-что значило, и Бугатти быстренько выложил на заинтересованный рынок еще две колесных базы того же автомобиля – Type 15 и Type 17. Кроме того, в 1913-м появляется на свет знаменитый восьмицилиндровый двигатель объемом чуть ли не в три литра. Модификации этого двигателя появлялись в автомобилях Bugatti в течение последующих тридцати лет. Нагрянул успех, и, естественно, слава.

В результате Бугатти работает с Peugeot над созданием их знаменитой Bebe, шлифует и совершенствует свои собственные модели, выигрывает гонку за гонкой, прочно укрепляя свою репутацию как одного из ведущих дизайнеров гоночных машин в Европе. Кульминации успеха Этторе достигает в 1921-м, когда четыре из пяти автомобилей, заявленных им на гонку Voiturette GP в итальянском городе Брешиа, занимают призовые места.

Однако конкуренты не дремлют. Fiat, знаменитый «пионер турбо», начинает выигрывать гонки, и Бугатти, не признающий сторонних вмешательств в процесс внутреннего сгорания, вынужден сконструировать турбо-версию своей знаменитой «восьмерки» образца 1913-го года: двухлитровый двигатель устанавливается на Type 35С, а на Type 35B – объемом в 2,3 литра.

Туре 35 стал легендой Bugatti и до 1931-го года оставался неоспоримым лидером гоночного мира – с 1924-го по 1927-й члены команды Бугатти 185 раз восходили на пьедестал. Король трека тех времен Рене Дрейфус отметил, что «на любом покрытии автомобиль совершенен. Рулевое управление с его точностью и надежностью – просто фантастика!».

" С 1924-го по 1927-й члены команды Бугатти 1850 раз восходили на пьедестал "

Окрыленный победами, Бугатти построил в 1930-м году автомобиль, который назвал Type 41 Royal, то есть «королевский». Самоуверенный дизайнер при любой возможности подтверждал, что никому, кроме особы королевской крови, этот автомобиль не продаст.

Время и суровая реальность внесли свои коррективы. Хотя ни один «голубокровный» претендент на место за рулем Type 41 Royal так и не объявился, плебеям она явно была не по карману – только шасси, без кузова, стоило около $ 30 тысяч – умопомрачительная сумма для того времени. Восьмицилиндровые двигатели объемом в 4 литра и 788 кубических дюймов производили 300 лошадиных сил при всего-навсего 1700 оборотах в минуту и, кроме автомобилей Bugatti, использовались еще и на автомотрисах?.

Немногие элитные автомобили даже сегодня могут похвастаться этими характеристиками. Таких четырехтонных монстров было построено всего шесть. Точнее, шесть «с половиной» – седьмой экземпляр вошел в историю с одним шасси, так и не обзаведясь ни кузовом, ни салоном.

" Один из «королевских» экземпляров был построен без фар и продан французскому актеру Арману Эсдерсу "

Гибель богов

Нонконформизм Бугатти начал потихоньку влиять на коммерческую судьбу марки. Известно много прецедентов, когда Патрон отказывался продавать свой автомобиль за любые деньги, если чувствовал, что его «ненаглядная крошка» попадает в плохие руки. Так, Бугатти категорически отказал в покупке королю Албании Зогу, заявив, что «застольные манеры этого неандертальца просто невыносимы!».

" Бугатти категорически отказал в покупке королю Албании Зогу, заявив, что «застольные манеры этого неандертальца просто невыносимы!» "

Имеется еще одно свидетельство о неком клиенте Бугатти, привозившем автомобиль на доводку и ремонт несколько раз. В конце концов рассвирепевший Бугатти встретился с опешившим автолюбителем. «Это вы привозите мне мой же автомобиль на ремонт вот уже третий раз?» – осведомился пышущий жаром Бугатти. «Именно!» – автомобилист на свою беду вступил в разговор и тут же получил гневную отповедь: «Больше никогда этого не делайте! Автомобиль совершенен». Сверкнув глазами, Патрон удалился, отказав клиенту в гарантийном ремонте.

Коммерческие неудачи преследовали Бугатти с конца 30-х, смерть старшего сына – Жана (точнее Джаноберти), не менее талантливого дизайнера и наследника всех надежд и мечтаний Этторе Бугатти, – ускорила крах. О Жане Бугатти стоит сказать, поскольку он работал почти над всеми самыми выигрышными моделями марки Bugatti с конца 20-х.

Сначала Туре 41 Royal – Жан разрабатывает практически все основные узлы подвески. Затем три кузова для Туре 57 – Ventoux, Stelvio и Atalante. 11 августа 1939 года, во время испытаний очередного прототипа – Bugatti Type 57 со слегка измененным кузовом (автомобиль только что выиграл Лe Ман, но Жану этого было мало – он чувствовал, что еще кое-что можно сделать для полного совершенства) – тридцатилетний Джаноберти Бугатти не справился с управлением и врезался в дерево.

Отец пережил сына на восемь лет. После смерти Патрона в 1947-м, фабрика продолжала существовать и выпускать автомобили под руководством Пьера Марко, но некоторые финансовые решения, принятые Бугатти еще при жизни, неуклонно вели знаменитую марку к концу. Даже вялая попытка возврата к гонкам в начале 50-х ни к чему не привела – в 1956-м, после пятидесяти лет существования и 7950 выпущенных автомобилей, фабрика Bugatti в Молсхайме закрыла свои двери. Позже, в 1963 году легендарная марка вместе с самой фабрикой перешла к Hispano-Suiza…

Большой взрыв

В конце 80-х Романо Артиоли, итальянский антрепренер, владелец марки Lotus (Lotus Elise получил имя в честь внучки Артиоли) занялся разработкой принципиально нового итальянского суперкара. В 1991-м миру был представлен уникальный автомобиль Bugatti ЕВ110, выпуск которого приурочили к стадесятилетию со дня рождения Великого Бугатти. Можно сказать, что в то время ЕВ110 был технологическим чудом – четыре турбины, 12 цилиндров в V-образной формации, 3,5 литра объема выдавали 611 лошадиных сил. Пять клапанов на цилиндр (именно пять – всего 60: на впуск 36 и 24 на выпуск). Полный привод контролировался шестискоростной трансмиссией, шасси из углеволокна с алюминиевым кузовом. Предел скорости – 215 км/ч. Мир взглянул на Bugatti с надеждой, когда Михаэль Шумахер приобрел в 1994 году новенький ЕВ110 ярко-желтого цвета, но, к сожалению, должного эффекта это событие не произвело. В 1996-м у ЕВ110 появился реальный шанс снова поставить марку Bugatti на карту мирового автопрома, когда Фил Хилл, сын чемпиона «Формулы-1» Дерека Хилла, возглавил команду Bugatti в Дайтоне. Но призового места не было, должного резонанса опять не получилось. В конце концов Bugatti снова погружается в забвенье, но на выручку приходит Volkswagen. В 1998-м году на Парижском автосалоне Фердинанд Пеш снял вуаль с двухдверного купе ЕВ118, созданного в ателье Italdesign по заказу VW. Таким образом миру было объявлено о формальном возрождении марки Bugatti. Через несколько месяцев на Женевском салоне уже 4-дверный ЕВ218 вызвал сенсацию своим дизайном и техническими характеристиками – 6,3 литра, 18 цилиндров, 555 л. с. В том же 1999-м году Франкфуртский салон был потрясен до основания – от взгляда на Bugatti EB 18/3 Chiron, очередной шедевр шефа Italdesign Джорджетто Джуджаро, у журналистов началась форменная истерика. А с появлением в Токио первого Veyron 18/4 автомобилисты всех народов уже лежали на лопатках. Не хватало только победной точки. Ее и поставил Хартмут Варкусс, руководитель Volkswagen Centre Оf Excellence Design, обрушив на предвкушающий мир Bugatti Veyron 16/4. Этот поистине гиперкар стал бесспорной главной сенсацией Парижского салона-2000, являя собой истинную победу инженерной мысли. Тысяча одна лошадиная сила – вот показатель восьмилитрового 16-цилиндрового алюминиевого двигателя. Предел скорости – 425 км/ч. Четыре турбины и полный привод.

Так что фабрика в Молсхайме вновь открыта. VW полностью отремонтировал саму резиденцию, производственные помещения, даже конюшни. Желающие могут ознакомиться с музейным комплексом и в буквальном смысле притронуться к легенде.

Адрес легенды

Шато Сен-Жан расположен на 360 квадратных километрах живописнейшего эльзасского ландшафта в городке Mолсхайм, неподалеку от Страсбурга – рай на земле и сущий ад для почтальонов. Река Бруше, разделяющая усадьбу надвое, способствует неимоверной путанице в почтовых адресах. С 1909 года немецкие (а позже французские) Печкины, не желавшие переправляться на другой берег, оставляли корреспонденцию на правом берегу в Дорлисхайме, в то время как ее с нетерпением ждали на левом берегу, в Молсхайме. Понадобилось две мировых войны и почти сто лет, для того чтобы чиновники наконец-то прониклись уважением к легендарному бренду. Было принято соломоново решение, и новый адрес родины марки Bugatti выглядит так: Bugatti Automobiles S.A.S., 1, Chаteau St. Jean, Dorlisheim, F-67 120 Molsheim.

Ego events

<<  Июль 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
       1  2
  3  4  5  6  7  8  9
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)