Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Июн
27

ПРЕКАРСНАЯ ИЗАБЕЛЛА: ЧТО НАМ ПОДАРИЛ АВТОБРЕНД BORGWARD

Автор // Андрей Хрисафонов, АВТОРЕВЮ

borg-13abСовершенно непонятно, откуда немецкий автофабрикант Карл-Фридрих-Вильгельм Боргвард выкопал для своей новой модели среднего класса это имя. Матушка у него была София, супруга — Элизабет, дочь — Моника, среди старших и младших сестер тоже ни одной Изабеллы не замечено…

Какая-нибудь романтическая подруга детства? Едва ли: Карл-Фридрих-Вильгельм появился на свет в 1890 году, места для романтики в годы его детства было в Германии маловато. Разумеется, нельзя исключать, что фабрикант, сам получивший все три своих имени в честь германских императоров, начиная с Карла Великого, попросту назвал свою новинку в честь какой-нибудь исторической персоналии. Скажем, Изабеллы Кастильской, чей союз с Филиппом Арагонским положил начало современному испанскому государству. Но никаких достоверных данных на сей счет не существует. Совершенно точно известно лишь то, что именно он, Карл-Фридрих-Вильгельм Боргвард, дал это имя автомобилю, в ходе разработок носившему совсем другое служебное обозначение — Erlkoenig. И еще один задокументированный факт: самый первый экземпляр изящного купе, показанного на наших иллюстрациях, получила в подарок именно Элизабет Боргвард, причем за два года до того, как эта модель пошла в серию. Любящий супруг преподнес ей эксклюзивное авто в 1955 году, ко дню рождения и по случаю двадцатилетия совместной семейной жизни. Машина была выкрашена броским оранжево-красным («помидорным») цветом и имела автоматическую трансмиссию; фрау Боргвард ездила на ней до конца жизни, — автомобиль и сейчас остается собственностью семейства Боргвард, только цвет поменял на более скромный темно-синий.

Производство машин под маркой Isabella началось еще в 1954 году, — эта модель сменила на конвейере автомобиль Hansa 1500/1800, которым фирма Боргварда по праву гордилась как первой по-настоящему послевоенной западногерманской моделью. Все прочие автомобилестроители страны еще гнали на рынок свои довоенные образцы, — а в Бремене уже развернули серийный выпуск современной гладкобортной машины с «понтонным» (то есть трехобъемным) кузовом! Даже Mercedes-Benz поспел со своим «понтоном» лишь к 1953 году, — бременская Hansa к моменту появления этой модели уже три с лишним года как стояла на производстве и имела аж семь модификаций, в том числе три дизельные. Предлагались модели с двумя дверями и с четырьмя, открытые и грузопассажирские. Как выяснилось, такое разнообразие немецкому покупателю первой половины пятидесятых было вроде как и ни к чему, — от выпуска четырехдверной модификации при переходе на типажный ряд Isabella отказались, как и от дизельной тяги, оставив только бензиновый четырехцилиндровый мотор на 1493 куб. см рабочего объема. Кабриолет, впрочем, пришлось оставить, — этот тип кузова продолжал пользоваться у немцев широким спросом, несмотря ни на что, — и грузопассажирскую модификацию тоже; другое дело, что эта версия поступила в продажу только с мая 1955 года, тогда как первый двухдверный седан торжественно сошел с главного конвейера 10 июня 1954 года. (Открытую модель выпускала кельнская кузовная фирма Karl Deutsch, срезая металлический верх со стандартного седана.) С сентября 1955 года начались поставки автомобилей Borgward Isabella в варианте TS (Touring Sport), — с 75-сильным двигателем взамен стандартного 60-сильного, — а в 1957 году линейка моделей пополнилась двухдверным купе, сделанным по образцу личного автомобиля супруги хозяина фирмы.

Автомобиль одинаково хорош в любом ракурсе. 
На редкость удачный 
дизайн
Купе позднего образца легко отличить по передней облицовке. На фото вверху — более ранний вариант Этот кабриолет, скорее всего, относится к новоделам, — поднялась же у кого-то рука срезать такую красивую крышу... «Кенгурятник» на бампере — тоже позднейшее дополнение

Ходовая часть новинки ничем не отличалась от исходных вариантов, — та же независимая подвеска спереди и сзади, та же четырехступенчатая трансмиссия, тот же рулевой механизм на основе пары «червяк и ролик», те же барабанные тормоза с гидравликой; даже колесная база осталась прежней, 2600 мм. Однако за счет укороченного салона, — машина относилась к классу «2+2», и полноразмерного заднего дивана ей не полагалось, — резко возросла длина багажника, в результате чего пропорции кузова изменились кардинально, а интенсивная пластика бортов еще более «вытянула» автомобиль по горизонтали, расчленив его объем ниже застекленного «чердака» размашистыми и смелыми росчерками световых линий. Новый силуэт весьма удачно дополнялся контуром верха, — машина получилась стильной и элегантной, сохраняя при этом «фамильное сходство» с остальными Изабеллами благодаря одинаковой фронтальной обработке. Во второй половине пятидесятых годов немецкий автомобильный стайлинг вообще был на подъеме, в это время появились на свет и BMW 503, и BMW 507, и Mercedes 300 SL, и Mercedes 190 SL, и Volkswagen Karmann-Ghia; даже убогий социалистический Wartburg с его тремя цилиндрами — и тот выглядел подтянуто и щеголевато даже в серийной своей четырехдверной версии, не говоря об экспериментальных  или мелкосерийных двухдверках… И все равно в 1957 году не было ни в Восточной Германии, ни в Западной автомобиля эффектнее и красивее, чем Borgward Isabella Coupe. На фоне этой машины терялись не только все прочие Изабеллы, но и Ford Taunus, и Opel Olympia Rekord с их новомодным «американским» стайлингом, не говоря уж о всякой мелкоте вроде DKW или NSU. Причем за всю эту красу просили менее 11 тысяч марок, в то время как «сто девяностый» Mercedes (W 121) обходился минимум в шестнадцать с половиной, а «трехсотый» с подъемными дверями (W 1981) вообще стоил под тридцать. Кстати говоря, в наши дни хорошо отреставрированная Isabella Coupe может стоить порядка 18 тысяч, — но уже не марок, а евро: «почувствуйте разницу»…

Другие варианты кузова модели Isabella. Двухдверный седан в исполнении TS... …он же — в исполнении 
TS de Luxe...
…и грузопассажирская 
модификация Isabella Kombi

Единственный «фейслифт» машины, сугубо косметический, пришелся на август 1958 года: всем автомобилям Borgward Isabella поменяли переднюю облицовку, слегка уменьшив фирменный «ромбик», — теперь он был вписан в вырез фальшрадиатора, а не наложен поверх него. С мая 1960 года на всех моделях данного типажного ряда начали предлагать вместо стандартной трансмиссии четырехдиапазонный «автомат», — коробка эта носила гордое наименование Hansamatic, но на самом деле не была собственной разработкой фирмы, а закупалась по импорту — у английской компании Hobbs. Стоило это удовольствие довольно дорого, 980 марок сверх полной стоимости автомобиля, и потому особым спросом не пользовалось. Куда популярнее оказалась другая опция, — автоматическое сцепление Saxomat: центробежная муфта и вакуумная камера, действуя сообща, «выжимали» сцепление, как только водитель брался за рычаг трансмиссии, и включали его обратно с первым нажимом на акселераторную педаль. Это было вообще довольно распространенное в те времена устройство, — им комплектовались европейские автомобили самых разных марок: и BMW, и Opel, и NSU, и Glas, и фольксвагеновский Жук, и даже SAAB. Кельнские кудесники из фирмы Карла Дейча попробовали было и из купе Isabella сделать кабриолет, двухместный, — тем же самым способом «ампутации крыши», — однако эту их затею публика встретила с прохладцей: и вид у машины в открытом варианте был не ахти, и стоила она аж 15600 марок, тогда как их же обычный (то есть из седана сделанный) автомобиль с откидным верхом, вмещавший пятерых, продавался всего за 12535 марок в самом дорогом варианте TS. Так что компании Karl Deutsch удалось построить и продать всего полтора десятка таких «купе-кабриолетов», плюс еще один подобный автомобиль построила на заказ фирма Georg Autenrieth в Дармштадте. Сейчас-то такие машины попадаются нередко, но все это сплошь новоделы: невооруженным глазом видно.

***

Выпуск машин Isabella продолжался вплоть до полного прекращения компанией Borgward производственной деятельности в результате недружественного поглощения (см. АР №5, 2004). Именно такой автомобиль последним сошел осенью 1961 года с заводского конвейера, увенчанный щемяще-горьким плакатом: «Прощай, Изабелла, ты была слишком хороша для этого мира...» Впрочем, тот прощальный экземпляр все-таки имел кузов седан, а не купе.

А вот так выглядит открытая модель с поднятым верхом, — вид совсем не тот

 


Новые статьи:
Архив новостей:

Ego events

<<  Ноябрь 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
    1  2  3  4  5
  6  7  8  9101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)