Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Окт
03

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО: НАЧНЕМ С СОЛА ЛЕЙТЕРА

Автор // Антон Шмеркин

saul-leiter-4-копияС фотографиями нью-йоркского фотографа Саула Лейтера я познакомился еще в девяностые. В мастерской знакомого художника я нашел несколько старых американских журналов 50-х годов. В них совершенно фантастические картинки, выпадающие из стилевого контекста того времени 40-50- годов ХХ века. Никаких сведений о фотографе я тогда не нашел.

Unable to read/write the source directory (/var/www/ego.com.ua/images/stories/articles/03_10_2013/LEIT/), please verify the directory permissions (Go to: Fix permissions tutorial)

О нем не писали, его не упоминали. История фотографии (даже американская) Лейтера не видела.  А сейчас узнаю, что вышли книги, прошла выставка, вторая, третья… Крупнейшие музеи приобрели его фотографии. Кто-то проснулся из кураторов, критиков, историков фотографии и  вспомнил о полулегендарном, основательно забытом фотографе моды, уличном бродяге с фотоаппаратом, не стремившемся к славе, известности и всей этой светской суете и мишуре. Саул снимал в не такие уж консервативные 40-е -50-е так как считал нужным, не подстраиваясь под принятые тогда каноны и стили. Был всегда самим собой.

«Я люблю пить кофе, слушать музыку, смотреть живопись. Это главное от чего я получаю удовольствие», - говорил фотограф, - А думать о славе, карьере, делать что-то, что меня напрягает, подстраиваться… Нет, лучше пойду сделаю пару фотографий в кафе».

Леттер испытывал влияние тогдашних абстрактных экспрессионистов, пытался выразить то, что выразить фотографическим языком казалось бы невозможно, нашел стиль сладкой меланхолии, недоговоренности, фрагментарности. Он обыгрывал детали вселенной, подчеркивая именно это их качество. Современники его не понимали и обходили своим вниманием. Но Лейтеру на это безразличие к своему творчеству  было глубоко чихать. Он не бегал по выставочным залам, не знакомился с галеристами, не обивал пороги специальных фотографических изданий. Он сидел в кафе, слонялся по Манхеттену и болтал с продавцом из фотомагазина, где покупал по дешевке основательно просроченную цветную пленку. "Он находит островки тихой человечности посреди манхэттенских штормов, вылавливает уникальные урбанистические пасторали из, казалось бы, наименее располагающих к ним обстоятельств", - пишет Мартин Харрисон в книге о Лейтере "Ранний цвет"

В 1953 году его заметил Стейхен и пригласил поучаствовать с одной работой в коллективной выставке "Always the Young Strangers" ("Всегда молодые незнакомцы". Музеи современного искусства в Нью-Йорке и Токио), а 1957 году выставил 20 работ в экспозиции "Эксперименты с цветом". Пару раз Лейтер показывал фотографии с художниками-абстракционистами на их акциях. Была и совершенно незамеченная персоналка в галерее "Tanager". До этого некоторый интерес вызвали его публикации в "LIFE" - серии "Свадьбы как похороны".

Лейтер, конечно, был революционером в области фотографического языка. Он пытался ассимилировать свое чувство одиночества, свою поэзию, свою музыку в фотографию. Саул находил необычные ракурсы, искал цвет и форму, вываливаясь из времени всем существом. Он обращал внимание на такие вещи, которые в те времена просто не видели, а на снимках воспринимали как недоработку или недовысказанную мысль. Никто не мог двинуться дальше ощущения недоумения, современники были не в состоянии читать образ, пропускать через себя те состояния, ту лирику и эстетику, которые лились через край переполненных смыслами произведений. Даже позже, когда появились на фотосцене и получили признание Гарри Виногранд, Роберт Франк, зацвел «Магнум» Саул Лейтер оставался за пределами понимания. Нельзя сказать, что его вообще не замечали, что он подспудно не влиял на процессы и на коллег, просто не знали, что с ним делать. И вот, в XXI веке поняли.

Патологическое отсутствие тщеславия сыграло с ним злую шутку. Фотограф никогда не наслаждался вниманием к своей особе, не купался в богатстве, не имел дорогую фотоаппаратуру и не снимал на качественные фотоматериалы. Он мало путешествовал… В 60-е съездил в Европу.

«Сейчас, чтобы попасть на обложку крутого новостного издания достаточно снять портрет голодной африканской девочки. Нет, меня это не устраивало никогда. Фотографы едут снимать эту девочку исключительно с целью продать ее журналу. Я хожу по улицам и не собираюсь никому ничего продавать. Здесь в Нью-Йорке таких голодных маленьких девочек тоже много, их можно накормить, купив хот-дог. Но журналу они не нужны. Поэтому я снимаю больше эмоции, чем нечто конкретное».

«Фотограф не должен оправдываться перед историей. Это был мой образ жизни. Мне нужны были деньги, лишь для того, чтобы арендовать свет для съемки моды и покупать еду».

Лейтер родился в 1923 году в Питсбурге, а в 1946 году приехал в Нью-Йорк. Он нигде не учился фотографии, правда, занимался живописью, никогда не работал в штате какого-либо издания. Как выразился сам фотограф, он подрабатывал в Esquire, Harper `s Bazaar и Vogue.


Новые статьи:
Архив новостей:

Ego events

<<  Апрель 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
       1  2
  3  4  5  6  7  8  9
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)