Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Май
28

«Театр абсурда-1937» Виктора Сухорукова

Автор // Антон Шмеркин

martime1345631467Известный мариупольский журналист и писатель Виктор СУХОРУКОВ выпустил свою новую книгу «Театр абсурда-1937», над которой трудился пять с половиной лет. Уникальность издания в том, что на его страницах впервые в полном объеме опубликован исторический документ – уголовное дело Ивана Лепетченко, личного адъютанта, телохранителя и ближайшего соратника Махно. Оно стало отправной точкой для Виктора Константиновича в создании пьесы «Черное и красное, или Мариупольский клад Нестора Махно».

Об историческом документе Виктор СУХОРУКОВ узнал из книги Льва Яруцкого «Махно и махновщина», где была небольшая глава о Лепетченко, который проживал в Мариуполе много лет и был расстрелян в 1937 году в подвалах мариупольского отдела НКВД. Лев Давидович использовал свои выписки из уголовного дела, однако в книгу вошла лишь часть документов. Журналист неоднократно предлагал краеведу продолжить работу по этой теме, но в итоге Виктор Сухоруков занялся ею сам.

Так сложилось, что еще одним поводом для написания очерков и пьесы о судьбе Лепетченко послужил 12-серийный фильм под названием «Девять жизней Нестора Махно», в котором роль Антонова-Овсеенко сыграл заслуженный артист Украины Станислав Боклан, прекрасно известный всему Мариуполю: в нашем городе он начинал свою карьеру. «У нас сложились очень хорошие, товарищеские отношения, и когда я увидел Станислава на экране, сразу решил с ним связаться и написать об этом статью», – рассказывает автор.

28 ноября 2009 года на сцене мариупольского драматического театра состоялась блестящая премьера спектакля по пьесе Сухорукова. Это был аншлаг! Но прежде… «С разрешения главного режиссера театра Константина ДОБРУНОВА я присутствовал на всех репетициях спектакля и тихонько наблюдал, – рассказывает корреспонденту Виктор Константинович. – Как журналист держал в руках ежедневник и что-то записывал. Потом мы с Константином Владимировичем обсуждали некоторые творческие моменты. Оказалось, что ни режиссер, ни актеры вообще не замечали тех вещей, которые «резали» мне глаз и казались забавными, смешными, печальными…»

Когда Виктор Константинович дописывал пьесу, из архивов КГБ и НКВД он получил уголовное дело Лепетченко (после многочисленных запросов). Где-то на протяжении месяца журналист ходил в Главный отдел УСБУ в Мариуполе и переписывал его от руки. Позже ему пришла идея: а что если все наработки скомпоновать и издать книгу? Задуманное успешно реализовалось. Кроме уголовного дела по обвинению Ивана Лепетченко, опубликованного на подлинном языке оригинала – со всеми его ошибками, описками и архаизмами, пьесы «Черное и красное, или Мариупольский клад Нестора Махно», в книгу вошли еще два раздела. Первый – автобиографическая повесть «Записки не театрального человека» – о театре, процессе постановки пьесы и о закулисных перипетиях.

По словам главного режиссера театра Константина ДОБРУНОВА, ставшего одним из главных героев записок, «Театр абсурда-1937» – это литературный памятник театру в его сегодняшнем состоянии. «Проба пера Виктора Сухорукова в драматургии подкупает не только тем, что продолжает одно из направлений театра – исторические личности на нашей сцене, но и желанием автора понять день сегодняшний через день вчерашний и поразмыслить о дне завтрашнем. Любовь автора к нашему городу позволила и мне самому по-новому взглянуть на Мариуполь, ближе познакомиться с его зданиями и улицами, по которым ходили Нестор Махно и Иван Лепетченко, Лев Задов и другие».

Абсолютно непредсказуемо в книге появился рассказ «Жизнь и смерть крестьянина Анисима Хотлубея». После просмотра спектакля, мэр не­ожи­дан­но для автора поделился переживаниями и рассказал о своем деде Анисиме, безвинно расстрелянном в 1937 году. Говоря о предыстории появления раздела, Виктор Сухоруков пишет: «С Юрием Юрьевичем Хотлубеем мы знакомы четверть века, и – с учетом дистанции, неизбежно разделяющей мэра и журналиста, – это была взаимоуважительная, профессиональная работа, мы много раз встречались с Юрием Юрьевичем и беседовали».

Заключают «Театр абсурда-1937» приложения, в которых собраны рецензии читателей и зрителей, давших высокую оценку работе талантливого писателя. Виктор Сухоруков по возможности планирует продолжить сбор сведений об исторических судьбах. Так, 5 сентября по собственной инициативе он улетает в Варшаву. Помимо обычной туристической прогулки, Виктор Константинович, если удастся, посетит действующую тюрьму Мокотув (в которой два года содержали Нестора Махно). Предварительно журналист отправил письмо в администрацию тюрьмы с просьбой предоставить информацию по во­про­су: сохранились ли архивы 1920-х годов, и если сохранились, то в каком архиве можно найти уголовное дело Нестора Махно? Если удастся получить положительный ответ, то мы сможем прочесть еще одну неизвестную страницу из жизни знаменитой личности.

Ego events

<<  Март 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
    1  2  3  4  5
  6  7  8  9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)