Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Июн
14

Ты кто такой, давай дружить (или до свидания!)

Автор // gq.ru

tima7Сегодня все восторгаются Тимати: главный черный wannabe российской эстрады экстраполировал недавний конфликт с этой самой эстрадой (точнее, устроенный в твиттере срач с Филиппом Киркоровым) и заодно показал, что в курсе всех последних тенденций. Результат — почти аутентичная пародия на главный мем последних дней, ролик «Ты кто такой? Давай, до свидания!» с азербайджанской мейханой. Получилось весело: засемплированный оригинал, хоум-видео-съемка, накладные усы, звучит слово «свэг» и прочие референсы, милые прогрессивной аудитории.

Тимати, конечно, в большой степени молодец, а оригинальный ролик бесспорно великий, но есть одна проблема — в восприятии.
Любой, кто хоть раз торговался с азербайджанцем на рынке в курсе, насколько такие красноречивые словесные выпады для них беззлобны — это просто показатель темперамента, причем не того, когда сразу все генеалогическое древо кинжалом под корень, а направленного в мирное и веселое русло. То есть, «ты кто такой, давай, до свидания» звучит сразу после «не 300, а 200», а стоит развернуться и уйти, то сразу — «ну ладно, 250, вернись сюда». Проблема с «ТКТДДС» в том, что мемом он стал не благодаря своему светлому веселью, не из-за крайне харизматичных участников ролика, а из-за вот этой самой фразы, легко подверженной переводу в негатив. Веселье в итоге обернулось обязательными как бы смешными плакатами «Путин, давай, до свидания» на митингах и вот таким вот выпадом Тимати в сторону Киркорова, добра заметно поубавилось.

 

Показательно, что в то время пока главным русскоязычным мемом в интернете стал «ТКТДДС», в англоязычном пространстве громыхает ровно противоположный образец — «Call Me Maybe». Молодая певица Карли Рей Джепсен сочинила полгода назад ультимативный подростковый манифест — жутко привязчивую, крайне трогательную, предельно наивную песню с припевом, который почти дословно можно перевести как «Ты кто такой, давай дружить». Мотив запоминается на раз, подкрепляется блестящим синтезаторным хуком; это одновременно и худшая песня в мире (из-за пластиковости, переигранной симпатичности и прочих типичных махровых поп-симптомов) и лучшая тоже — потому что ее радостно напевать, на саму Карли Рей приятно смотреть, да и в простоте этой немало величия. Потом последовал и ироничный клип и громадная волна пародий и обыгрывания. Гарвардская бейсбольная команда записала смешной липсинк под песню, спустя пару дней им ответила женская команда по софтболу из Олимпии. Присоединилось и несколько настоящих знаменитостей: Кэти Перри, Джастин Бибер, Джеймс Франко. Интернет переполнился множеством вариаций припева в текстовых четверостишьях и в картинках — вот несколько показательных примеров. На прошлой неделе Карли пригласили в шоу Джимми Фэллона, там она исполнила свой хит, а специально для интернета за кулисами записала особую версию. В конце концов, мем дошел и до реальных визитных карточек, но совсем не до протестных плакатов.

Это не первый случай, когда случаются такие полярности. Можно еще противопоставить Рея Уильяма Джонсона и его русскоязычный вариант Максима «+100500». На первый взгляд, второе — стопроцентный клон первого; смешной дядя на смешном фоне смешно рассказывает, какие смешные ролики он нашел на YouTube. Но есть одно существенное различие: Рей искренне восхищается своими героями, всегда смеется вместе с ними, а не над ними, переживает за них, а у «+100500» весь смысл в том, как бы позлее над ними поиздеваться. И это не один Максим такой, а общая атмосфера: вспомните, какие были русские мемы за последние годы. Престарелый мужичок с язем, над которым смеялись, потому что он урод (хотя он, вообще-то, милый и ррогательный). Света из Иваново, вызвавшая бурю злорадных гыканий своей тупостью (при том что многие из присоединившихся к травле в ее возрасте были не сильно умнее). Саакашвили съел галстук. Разнообразные детишки, неумело читающие хип-хоп, стали легкими объектами для насмешек. Или вот единственный успешный ролик, который когда-либо получалось сделать к анонсу акции «Ночь музеев»: гопники и алкоголики кричат «Мы идем на “Винзавод”», а потом красивая девушка говорит «А я в Третьяковку». Конечно, дело не в девушке — не уколи создатели аудиторию «Винзавода» и не представь ее в виде гопников, никакой мемоемкости бы не вышло.

Культура всегда является лучшим зеркалом общества, и по мем-культуре создается совсем неприятная картина нашего сегодняшнего интернет-сообщества. Получается, что это люди, которые реально готовы объединяться только в ненависти. Любая масс-культура для них — априори рассадник сатанинских сил. Ксюшу Собчак полюбили только когда она сначала припечатала несчастную Катю Гордон, а потом начала ходить на митинги. Тимати в их глазах может подняться только после дисса на Филиппа Киркорова. Воистину протестная аудитория. Сам факт протеста — злого, истеричного — куда важнее сути; главное сильнее обозлиться, повод найдется.

Еще пример: по интернету уже лет пять ходит картинка с цитатой из песни Захара Мая, «главная проблема музыки в России — это лично ты, потому что ты слушаешь говно». Цитата смешная, когда ее говорит один только Захар Май, но на данный момент картинкой с друзьями успели поделиться в своих социальных аккаунтах, кажется, уже несколько сотен тысяч человек. И если противопоставить их вкусы, то получится, что вся музыка на свете — говно. Если честно, проработав уже почти с десяток лет музыкальным критиком, должен признаться, что так оно и есть. Другое дело, что вместе с этим пониманием пришла и способность это говно, всю поп-культуру (частью которой являются как и совсем попса, так и, например, Radiohead) искренне любить. Да и само слово «говно» тоже дискредитировано своей единственной общепринятой негативной коннотацией. То есть, если брать английское «shit», то это вообще универсальное слово для всего на свете, а между «is shit» и «is the shit» есть колоссальная разница, но, видимо, отсутствие определенного артикля играет с нашим родным «говном» злую шутку.

Не то чтобы таких «the shit» у нас совсем не было. Есть прошлогодний клип «Серебра» «Мама Люба», достойный не меньшей мемославы, чем песня Карли Рей (впрочем, свои 20 миллионов просмотров ролик набрал, но от этого мины умной аудитории стали только кислее). Композиция «Прованс» Елки, чей припев такой же привязчивый, как у «Call Me Maybe», и который также можно бесконечно переиначивать. Ей Юрий Сапрыкин посвятил целую колонку, ну и посмотрите на комментарии — не помогло. «Любовь спасет мир» Веры Брежневой. Диковатая совместная работа «Вестерн» Жанны Фриске и артистки Тани Терешиной, в которой будто ни к месту припечатанная фраза «Я тепло одета» — уже готовый хук для миллиона твитов. За текст там, между прочим, отвечал Иван Алексеев, больше известный под псевдонимом Noize MC.

Но все эти вещи у прогрессивной интернет-ауидитории проходят по категориям «другой мир», а на их месте Вася Обломов с антиблатняком и тот же Иван Алексеев, который в своем основном амплуа «в рот е…л первый канал». Злобная переработка доброй дружеской «Давай, до свидания». Миллионный перепост глупой картинки про главную проблему. Но она-то и есть главная проблема.


Новые статьи:
Архив новостей:

Ego events

<<  Ноябрь 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
    1  2  3  4  5
  6  7  8  9101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)