Ошибка
  • hwdVideoShare can not load until the following Joomla directory has been made writeable: /cache/hwdvsdefault
Фев
23

КАК КАЗАКИ ПОЛУГАР ВАРИЛИ. Часть 1

Автор // Владимир Сиваш

kazaki 6В известном рекламном ролике половина кадра показывает привычное сегодняшнее мужское застолье, а другая – проецирует его же будто трехсотлетней давности. Попасть на сабантуй пращуров, прямыми из которых будем считать запорожских казаков, узнать содержимое их чарок и прочие подробности - нам также показалось интересной затеей.

    

Глядя на накрытый стол – картошка, помидоры, салат из кукурузы, литр водки – недавно поймал себя на мысли: а ведь всего этого не было в рационе наших предков. Томаты, картофель, кукурузу (маис), фасоль и многое другое завезли в Европу из Америки, кофе – из Эфиопии и с Аравийского полуострова, чай – из Индии. И так далее. До наших земель те же картошка и помидоры по-настоящему добрались и стали считаться пищей пару столетий назад, таким образом, обыденные сегодня продукты не употребляли, например, запорожские казаки. Ну, кроме водки. Это уж точно наше, родимое. Стоп. Не совсем. Те же самые казаки нередко пили иные напитки, да и водка была не такая, какую мы заливаем в себя нынче.

До конца XIX века водку производили методом простой перегонки, а не технологичной ректификации, многократной дистилляции, как теперь. Так что, грубо говоря, то был азбучный самогон из зерновых. Да, и называли чаще такой напиток хлебным вином. Жидкость, похожую на сегодняшнюю, стали изготавливать и именовать словом «водка» только полтора столетия назад. То есть, историки, которые говорили о водке у запорожских мужей, по сути, имели в виду либо хлебное вино, либо травяную настойку на крепком алкоголе, выработанном способом все той же перегонки пищевого сырья.

В XVI-XVIII веках - времени активности казаков - в Европе хлебное или зелено вино иногда нарекали горячим вином, горящим вином. Из-за способности гореть, выгорать. Например, у немцев brandtwein/brandwein (brand – гореть), у шведов - brannvin. В этой связи, украинское слово «горилка», а ранее «полугар» (хлебное вино, чуть разбавленное водой), может обозначать то же самое. Как и польское «горзалка». Хотя по другой версии, корень просто указывает на горьковатый вкус и соответствующий запах после перегонки – очистки-то никакой практически не существовало.

kazaki 4

В записках о попойках казаков также можно встретить сочетание «двойная водка», оно, собственно, обозначало вторичную перегонку хлебного вина. Крепость такого пойла достигала 45 градусов. Обычный же для запорожцев полугар, кстати, набирал всего 23-24 оборота. Замечание снова-таки к тому, что наша водка/горилка и казацкая отличаются. Это же объясняет количества огненной жидкости, которые выпивали обыкновенно низовые казаки. Вернее, сами себе приписывали, или же кто-то другой им приписывал.

Так, есть сведения, что «доза» запорожца, надо полагать вечерняя, за один загул, составляла около литра восьмисот грамм. С 20-градусным напитком еще хоть как-то можно подобное представить, но с 40-градусным… Однако всегдашняя алкоголическая мифология казака вертелась вокруг куда большей меры - ведра. Типа: «Чоловiк не скотина, бiльш вiдра не вип’є». Или, как в фильме по Гоголю «Пропавшая грамота»: «Много пить не будем - возьмем по ведру». Тут все вместе сложилось. И зелье было не слишком лютое, как выше сказано. И сечевые рыцари были горазд прихвастнуть.

Хотя реально ведрами взимали пошлину с приезжих людей, например из Польши, которые хотели торговать водкой в Сечи. На кошевого, судью, церковь, асаула и так далее. Нормально так ведер. Еще брали и деньги – короче, приезжим два раза подумать приходилось. В них, в принципе, не было нужды. Собственных шинков хватало. По всем казацким землям они исчислялись сотнями. В самой Сечи – десятками. Да, и вообще, по своим вольностям любой казак имел право готовить горящий напиток. Как его сегодня не назови.  

Водку ли, горилку или полугар - одним словом, самогон из зерновых - запорожцы чтили. Хоть под «тетерю» - густую пшенную кашу - с лепешками из муки грубого помола, хоть под чумацкий кулиш да галушки. С нее начинался путь молодого казака – по одной из легенд во время обряда посвящения ему задавали два основным вопроса, верит ли в Бога и пьет ли горилку (в другой версии – речь о медовухе, после употребления которой юноше нужно было пройти ряд испытаний вроде хождения по бревнам между скалами). Ее же предлагали прибившимся странникам и использовали в качества лекарства – от лихорадки пили с золой или ружейным порохом в особой пропорции.

 Еще выше запорожцы почитали водку в качестве ингредиента для приготовления варенухи и медовухи. В Украине именно эти напитки имели даже большее распространение и славу.

 kazaki 5

Под медовухой подразумеваются и подразумевались немного различные пьянящие жидкости. Так, брагу смешивали с медом, и уже из получившегося продукта выгоняли водочное зелье, которое сохраняло медовый аромат. Или в емкость с горилкой просто опускали восковые пласты, вощины из ульев, с некоторым количеством меда - для примитивной очистки от сивушных масел. Понятно, что «медовый шлейф» тоже возникал. Еще масса напитков, что выстаивались и бродили продолжительное время. Однако традиционной казацкой медовухой считалась водка, смешанная с медом и горячим отваром из различных трав, а также иногда специй, пряностей. Довольно быстро и просто: делали травянисто-пряный отвар, в него добавляли мед и затем водку. Не согреться таким размешанным пойлом невозможно – к этому-то и стремились казаки, приготавливая проворное снадобье. Ну, и ощущения на языке – все ж таки не чистоган.

Еще лучше вкус и еще больший почет у запорожцев имела варена. Или варенуха. Здесь помимо горилки, меда, трав и различных пряностей варились сушеные фрукты вроде яблок, груш, винограда, кроме того, изюм и прочее уже в зависимости от наличия или вкусовых нюансов. Также обычно разнился (от медовухи) и рецепт приготовления с медленным, до 12-ти часов и более, томлением на огне всей смеси, накрытой тестом или крышкой.

Слава богу, меда для варенухи и медовухи у казаков имелось предостаточно (с водкой и фруктами понятно, а пряности докупали у крымских и турецких торговцев). Пчеловодство было у запорожцев в почете. В урочищах Днепра и Ингула устраивали целые хозяйства. Еще бы: соты можно использовать в пищевых целях, воск – в церковных, а мед – в разгульно-алкоголических. И нашим и вашим. Пчеловодством занимались казаки в зимовниках, обеспечивавшие Сечь частью провианта, и удалившиеся от дел заслуженные бойцы, находившие в этом деле покой и отраду после бурных и буйных лет.

В зимовниках - своего рода хуторах, небольших имениях, усадьбах, которые заводили семейные запорожцы за пределами Сечи, где занимались скотоводством, выращиванием культур и другими, так сказать, рядовыми сельскими делами – легко было изощряться в приготовлении огромного количества всевозможных настоек и наливок. Даже позднеспелых. И время для нужного срока созревания имелось, и фрукты-ягоды казаки-зимовчаки тут же у себя под рукой брали. Таким образом, в сливянке, вишневке и десятках иных у запорожцев тоже не было недостатка....     


Новые статьи:
Архив новостей:

Ego events

<<  Сентябрь 2017  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
      1  2  3
  4  5  6  7  8  910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)