Фев
23

КАК КАЗАКИ ПОЛУГАР ВАРИЛИ. Часть 2

Автор // Владимир Сиваш

kazaki 1Продолжение

...Что касается обычного виноградного вина, то о собственном его производстве запорожцами, в отличие от, например, их наследников, кубанских казаков, в исторических источниках мало упоминается. По крайней мере, в сравнении с горилкой, медовухой, варенухой, наливками. Даже по названиям вин, которые употребляли низовые мужи (а употребляли таки немало!) – крымское, киприйское, венгерское – можно сделать вывод, что его по большей части привозили из других земель. В частности, в торговле с Крымом вина стояли одними из первых в списке приобретаемых товаров-продуктов. Кроме того, особенно ценные вина доставляли после походов в качестве добычи или получали от российского Двора, как знак внимания. Но это, конечно, касалось только старшин.

Последние также привозили из северных столиц, куда ездили по военно-политическим делам, особенные серебряные или даже хрустальные чарки, после чего переставали пользоваться привычными «михайликами». Дорогие посудины добывали на войне и простые казаки, однако предпочитали пить из традиционных деревянных михайликов, в которые входило до пяти больших рюмок (не наших сегодняшних «малолитражек»), или металлических чарок, тем более что их размер каждый подгонял под свои алко-запросы – «а як у якого така чарка, що й собака не перескоче».    

Хотя дело не только в этом – элементарно: большую часть того, что захватывали запорожцы во время удачных экспедиций, хоть драгоценную посуду, хоть редкое вино, хоть черта с ведьмой, они избирали прогулять, а не спрятать в сундук. В период войны, как известно, пить запрещалось, зато после походов наступало время веселья. Причем, так - загнать товар крамарям и шинкарям, часто недорого, чтоб быстрей, а потом, когда деньги закончатся, громить тех же шинкарей и продолжать гульню, или пить в счет следующих походов.

Запорожец следовал по Сечи, а за ним повозка с горилкой, наливками, медовухой, варенухой да закусками. Сам пил-танцевал и всех угощал. И так несколько дней. Можно себе только вообразить, что таких «пьяных телег» было множество, и что, соответственно, происходило на Сечи. С меньшим размахом, но тоже с приличным количеством огненной проходили и праздники – особенно Рождество и Пасха. Тут уж часто выставлялась казацкая старшина.

Употреблял алкоголь казак также как и воевал. И вообще чувствовал свое бытие, свою вольность. В мощном разгуле запорожец словно демонстрировал степень личной свободы, даже достоинство и широту душевного порыва. Также показывал жизненную позицию. Типа, вот воевать на славу и благо Украины, Запорожья и сложить голову доблестно, если нужно, – это да; а если победа – то уж тогда и веселиться по-рыцарски с размахом.

Кроме того, в хмельном круговороте проявлялась особая удаль, лихость. Мужская состоятельность и некая крутизна, если хотите. Современными словами. Самое интересное, что подобный взгляд до сих пор сохранился у нашего народа. Вы только заметьте, с каким жаром, вдохновением и даже душевным подъемом говорят о недавних посиделках ваши друзья. Например: «А-а-а, были все – Вася, Петя, Вова. Выпили пять бутылок, потом еще две взяли! Да, хрен с ним, что полкомнаты разгромили. Ух! » Тяжело, голова болит, но зато – какого жару дали! Умеем! Можем! Могем!  

Такая позиция казака, собственно, не могла позволить ему стать пьяницей, опуститься. Он пил не для того, чтобы надраться во чтобы то не стало. Свободный воин и здесь оставался достойным человеком. Более того, если исключить праздники и периоды после походов, то многие источники утверждают, что сведения о пьянстве у казаков сильно-сильно преувеличены. Да, можем, но и честь знаем. В обычное время запорожцы пили умеренно. Старшины могли полететь со своих постов, если были замечены в пристрастии. Кош также боролся с нелегальными шинками. А уж на войне – запорожцы вообще отказывались от зелья. Смертная казнь как-никак за такое.  

Между прочим, оставаться в кондициях и при достоинстве в течение и после возлияний - вспомним про громадные чарки и ведра - казаку, среди прочего, позволяла хорошая закуска. Известно, что запорожцы всегда серьезно ели, если пили. Пусть не картошку, так галушки, лемешку с салом, сырники и мамалыгу из теста проса и кукурузы (американская кукуруза все-таки уже имелась у казаков в XVII веке). Пусть не помидоры, так капусту и огурцы, к тому времени давно обосновавшиеся на полях Украины. И уж точно не консервы и нарезки из полиэтиленовых упаковок – всевозможную красную и белую рыбу, приготовленную десятком способов, или высушенную на солнце баранину. Да еще много чего - благо земля, леса, реки, лиманы давали провизии достаточно без привозного добра. Так что стол и ряд напитков к нему у предков уж точно были не скуднее нашего.

За это выпьем.

 

Интересно: В XVII-XVIII веках в России украинскую горилку нередко именовали черкасской водкой. Она отличалась от московской степенью очистки и вкусовыми качествами. Первичным сырьем для черкасской водки служила пшеница, а для русской – рожь, или рожь с ячменем и пшеницей. Черкасская была дешевле, поэтому имела немалое распространение куда севернее не только запорожских, черкасских, но и киевских земель.

Интересно: «Выпить на коня» - по одной из версий это выражение появилось благодаря украинской варенухе. Осадком, который получался после процесса приготовления, принято было лечить лошадей, их раны. В конце сабантуя, когда вся варенуха была выпита, хозяин отдавал гостям осадок, так сказать, «на коня». Или же они сами просили.

 


Новые статьи:
Архив новостей:

Ego events

<<  Июнь 2014  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
        1
  2  3  4  5  6  7  8
  9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)