Мар
15

ТЕГЕЛЬ-ТЕГЕЛЬ АЙ-ЛЮ-ЛЮ. Берлинские записки. Часть 1

Автор // Владимир Сиваш

1 -_1_Berlin_2Территорию, где расположен Берлин, в раннее Cредневековье и позже населяли так называемые полабские славяне. По одной из версий, само название Берлин с окончанием «ин» отсылает к западнославянскому слову, обозначающему «болото». Может, вот почему так тянет потоптаться по земле-болоту древних предков. Пошагать, походить, а не проехаться в туристическом автобусе.

Самолет подкатывает прямо к стеклянной стене одного из терминалов берлинского аэропорта Тегель. Ни рукава, ни автобуса – из раздвижных дверей сразу к трапу. Технический персонал прямо на глазах пассажиров, которые обычно ничего такого не видят, производит свои манипуляции. Проверка узлов, осмотр корпуса, дозаправка. Смотрю и думаю: «Если кто-то из этих двух десятков людей допустит маленькую ошибку, если у кого-то голова, там, болит после праздника, что будет?»

Странное ощущение, лучше бы за этим не наблюдать, но в Международном аэропорту имени Отто Лилиенталя, который и есть Тегель, близость и компактность являются ключевыми понятиями. Если, например, в Венеции кажется, что взлетно-посадочная полоса выныривает из-под воды, то здесь - стелется чуть ли не с крыш зданий.

Тегель расположен не просто в городской черте – в считанных километрах от центральной зоны, в частности от Шарлоттенбурга. Наследие Второй Мировой, раздела города. Другой воздушный вокзал Западного Берлина, Темпельхоф, тоже находится в границах жилой и административной застройки. Его-то хоть закрыли года четыре назад, отдав на растерзание устроителям арт-мероприятий и фестивалей, а Тегель продолжает успешно функционировать. Да что там – быть главными аэроворотами столицы Германии.  

Во время посещения Берлина мне всегда интересно узнавать факты о жизни разделенного в былые времена города и подмечать детали связанные с многолетней изолированностью западной части. Необычная локация аэропортов. Особый статус озера Ванзее, которое считалась излюбленным местом отдыха вест-берлинцев в течение нескольких десятилетий - просто ничего другого хоть сколько-нибудь крупного водного внутри анклава не было.

Или вот, например, почти в самом центре сегодняшнего объединенного мегаполиса – вокруг Потсдамер Плац – невдалеке от недавно возведенных внушительных зданий из стекла и металла до сих пор можно увидеть внушительные же пустыри. Все из-за того, что здесь проходила Стена. За тридцать лет ее существования некогда самая оживленная в Европе площадь превратилась в безлюдное поле.

1 -_2_Berlin_wall_at_Potsdamer_Platz_March_2009Стену, ее фрагменты, легко потрогать. А у мемориала - подслушать рассказываемую для американских туристов и любопытную для нас, постсоветских людей, интерпретацию событий сорок пятого. До того увлекательную и странную, что даже вступил в полемику с гидом, в итоге перейдя на русский язык с использованием «идиоматических выражений».

Ладно, где там ваш Рейxстаг? От Потсдамер Плац нужно двигаться к северу по направлению к Унтер ден Линден. Миновать последний лучше быстро, поскольку на самом известном берлинском бульваре тот самый русский может уши залепить – туристический вологодский говор, образно говоря, через каждые двадцать шагов.

Быстрее вверх к Шпрее, оставляя по левую руку Бранденбургские Ворота. Дальше в сторону Рейxстага не пускают полицейские. Там, мол, заседает не то Большая Семерка, не то Большая Восьмерка, не то Малая медведица. «Мне просто видами Шпрее полюбоваться!». Отвечают: «Так в другую сторону иди, даже красивей».

Шпрее, вообще-то, совсем небольшая река, но берлинцы ее используют, как только могут. Нарыли множество каналов, пустили туристические кораблики, а самое забавное – прямо в центре насыпали несколько песчаных пляжей. Меня туда повели друзья, давно живущие в Берлине. Прекрасные старинные дома, и чуть ли не между ними - небольшая благоустроенная полоска песка над водой. Купаться, конечно, нельзя, да и сама река зажата между высоким камнем, но люди отдыхают – пиво-вино пьют, загорают, тут же ди-джей может негромко играть.

Нас, собственно, купаться тянуло, еще чуть-чуть и ныряли бы. Мы ведь на пляж попали в несколько разобранных кондициях после посещения известной арт-галереи Tacheles. Полуразрушенное здание, превращенное художниками и прочими творческими и не очень личностями фактически в сквот. Они-то, творческие и не очень личности, употребляют не только пиво-вино. Все в серьезно релаксивном состоянии. Тем не менее, внутри и на подходе интересно. Да и сам факт вольного арт-сквота в центре приятно удивляет.      

Вдоль Шпрее, если следовать со стороны от Рейхстага, который сегодня чаще обозначают как Бундестаг, за несколько десятков минут пешком добираешься до Острова музеев. На нем и рядом действительно дюжина музеев и вообще зданий исторического толка. От буквально врезающегося в реку, словно судно, Музея имени Боде до величественного Берлинского Собора. А дальше - совершенно уникальный Музей ГДР, открытый чуть более четырех лет назад и демонстрирующий «Быт и будни ушедшего государства». Так там, кстати, называлась одна из экспозиций.  

1 -_3_AlexanderplatzПравда, в Музей ГДР заходить нет необходимости, потому что вот он в двух шагах Александрплац. Оставшиеся позади Унтер ден Линден, основной отрезок Фридрихштрассе и прочие тоже относятся к восточной части, но именно на Александрплац становится ясно - тут была Германская Демократическая Республика. Социалистическое градостроительство и десятки раз виденные еще в детстве в какой-нибудь «Международной панораме» Берлинская телебашня с вращающимся шариком вверху и громадный цилиндр «Часов всемирного времени».  

Пошел еще дальше, восточнее. Ух-ты, проспекты какие! Это Минск или Харьков? Профиль-то почти один в один. Хватит-хватит, там мы уже были, задний ход. На станцию Александрплац. Само по себе интересное сооружение, возведенное еще в 1882 году и затем не раз переделанное. Сегодня оно сохранило общий вид вытянутого полуцилиндра, что был еще в конце позапрошлого века, и арки-входы там же. Но материалы, конечно, другие, внутреннее пространство имеет современную функциональность, несколько уровней с цепью магазинов, закусочных, касс и так далее.    

Тут важно попасть на правильный уровень и вообще сесть в нужный поезд. Берлинские вокзалы-развязки - Alexanderplatz или, например, Hauptbahnhof, Zoologischer Garten – устроены так, что здесь останавливаются и так называемая наземная городская электричка, и поезда регионального, дальнего следования, и пересекаются несколько линий метро. Еще бывает, что электричка следует до определенной станции, там, предварительно выгрузив пассажиров, меняет номер и идет по другому маршруту. Тебе же необходимо перейти на другую платформу и успеть на стыковочный поезд. У меня пару раз случались казусы, когда в растерянности шастал по тому же Hauptbahnhof - открытому в 2006-м одному из крупнейших в Европе вокзалов из тонн стекла.

Кроме того, как-то направлялся из Берлина на юго-запад страны с пересадкой в Магдебурге. В этом старинном городе нужный мне состав подали не на указанную заранее платформу. А времени-то всего десять минут. Пришел на обозначенную в билете колею, пива купил, смотрю – а поезда нет, и, вообще, не тот город указан на табло. Думаю: «Не может быть, у немцев все строго, как часы, сейчас будет!». Ну, и пиво допить надо. В итоге спросил у работницы вокзала. Она за голову схватилась: «Беги, Вова, беги!». На другую платформу. Не успел. Мне-то ладно – еще пива взял, два часа побродил по центру красивого Магдебурга, чего в иной ситуации никогда бы не случилось, но вера в точность, педантичность германских железнодорожников была подорвана...

 Продолжение следует

Ego events

<<  Июнь 2014  >>
 Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс 
        1
  2  3  4  5  6  7  8
  9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Выскажись

Наш сайт радует вас
 
Loading...
Alexandra Moshchinskaya (www.2stars.com.ua)